Менторинг
Менторинг - один из инструментов развития персонала в организации. Простыми словами, более опытный сотрудник (ментор) обучает и поддерживает молодого и менее опытного коллегу (менти).
Цель менторинга - помочь сотруднику достичь своих профессиональных целей, раскрыть потенциал и развить необходимые навыки.
Менторинг Vs Наставничество
Оба процесса довольно похожи друг на друга, но все же отличаются.
В наставничестве очень иерархичные отношения, в короткие сроки наставник обучает новичка, как выполнять конкретные задания, там есть четкие требования и рекомендации.
В менторинге более свободные и длительные взаимоотношения, направленные на развитие в конкретной области.
Преимущества:
Менторинг- взаимовыгодный процесс.
Что получает менее опытный сотрудник:
Прежде всего знания, учебные материалы и ресурсы, ценные советы и поддержку и одобрение. Старший также может замотивировать, рассказывая о своем пути в этой сфере. Поможет ориентироваться в рабочей среде, и развивать как профессиональные, так и гибкие навыки.
Что получает более опытный сотрудник:
Самое главное - опыт работы с другими людьми. Ментор активно проверяет свои знания, через объяснения начинает еще глубже погружаться в свою сферу и возможно находит что-то новое, а также развивает гибкие навыки.
Например, учится эффективной коммуникации, тайм-менеджменту, системно выстраивает работу менти, т.е. развивает навыки планирования и ищет индивидуальный подход. Гибкие навыки стали такими же необходимыми, как и профессиональные, поэтому такой опыт будет действительно полезен.
В процессе менторинга создаются связи и доверительные отношения, что способствует снижению уровня стресса и повышению уровня удовлетворенности работой. Такой способ сильно влияет и на карьерный рост.
Ментор, являясь авторитетным лицом, может помочь выстроить карьерный план, определить цели и поддержать в их достижении. Согласитесь, гораздо проще добиться какой-либо цели, когда вам уже подробно рассказали, как это сделать, нежели начинать самому с нуля.
Как организовать?
Для организации менторинга в компании необходимо создать программу, определить цели и задачи, выбрать участников, непосредственно провести обучение и поддерживать процесс. Ментор может быть назначен руководителем, HR-менеджером или специально подобранным опытным сотрудником.
Давайте разберем шаги подробнее:
Нужно понимать, чего вы хотите достичь с помощью программы менторинга и какие ожидания у вас от участников. Подберите индивидуальные программы для каждой пары мертор-менти. Обратите особое внимание на уровень знаний и компетенций каждого участника.
Выберете квалифицированных сотрудников, которые готовы поделиться своим опытом и знаниями с молодыми специалистами. Очень важно непосредственно желание человека. Без этого метод вряд ли будет эффективен.
При выборе нужно ориентироваться не только на профессиональные навыки, но и на некоторые другие моменты. Хороший ментор должен обладать навыками тайм-менеджмента, организаторскими способностями, быть общительным и активно принимать участие в жизни компании, чтобы легко направлять менти.
Подберите менти
Также выберете сотрудников, которые заинтересованы в участии в программе менторинга.
После этого организуйте знакомство, стараясь создать дружественную непринужденную обстановку, объясните сотрудникам, как именно будет строиться их общение, и что нужно делать.
Организуйте встречи
Установите четкое расписание встреч между менторами и подопечными, чтобы обеспечить постоянное общение и обмен опытом. Выделите место.
Анализируйте результаты
Регулярно оценивайте результаты, чтобы понять, насколько успешной была программа и какие изменения могут быть внесены для улучшения. Пообщайтесь и с менторами и с менти, либо же соберите обратную связь.
Поощряйте участников
Награждайте участников программы за усилия и достижения. Это может стать стимулом для дальнейшего участия и повышения мотивации.
Менторинг помогает компании сохранить талантливых сотрудников, повысить их профессиональный уровень и подготовить к возможным дальнейшим карьерным шагам. Вложения в менторинг окупятся в виде увеличения производительности и улучшения бизнес-результатов организации.